Вам необязательно помогут: «эффект свидетеля», или почему в метро мы проходим мимо человека, которому плохо

Большой город – это непрерывно работающая система, можно сказать, механизм. В нём каждый стремится занять своё место, свою нишу, каждый увлечен своими мыслями и идет  своей дорогой. Суета, многолюдность, незнание друг друга – вот три основных атрибута большого города. Никого не удивит, если на земле или скамейке лежит человек. «Пьяный или спит», подумает большинство и нас, и, взвесив приоритеты (и возможные последствия), решит, что собственные дела важнее проблем незнакомца.

Ещё одним  неотъемлемым атрибутом больших городов является общественный транспорт. От прибытия поезда или автобуса соответственно расписанию зависит чрезвычайно много, малейший сбой тянет за собой сдвиг всего расписания, а от этого, в свою очередь, зависит, успеют ли люди по своим делам. Пятым атрибутом большого города является время. Это тот ресурс, которого вечно не хватает и который никогда не бывает лишним.

Вероятно, именно по этим причинам, отзывчивость людей друг к другу в мегаполисах выражена значительно меньше, чем в сельской местности. И за это горожан винить нельзя: влекомый толпой, пребывая в состоянии перманентного стресса, не каждый может себе позволить вот так взять и остановиться ради того, чтобы узнать, как дела и самочувствие у человека, которого он видит в первый раз. Более того, вполне возможно, не каждый и заметит, что с кем-то рядом происходит неладное.

Потому первое, что стоит понимать, когда вы увидели человека, которому стало плохо, особенно если вы находитесь в толпе людей, это то, что, возможно, вы единственный, кто это заметил.

Второе, и очень важное: ваша реакция и своевременно принятые меры могут оказаться решающими.

Третье, и самое важное: это может быть кто угодно. Наши стереотипы, связанные с возрастом и внешним видом человека, часто обманчивы.

Если говорить о метро, то достаточно распространённым явлениям являются недомогания и обмороки. Причин тому множество, и не все они лежат в плоскости обеспечения метрополитеном комфорта пассажиров. Причиной обморока не всегда является жара, духота или слишком сильное сдавление грудной клетки в час пик (хотя это нередко случается). Бывает, что человек не успел позавтракать, не спал после смены или слишком тепло оделся. У человека может быть низкое давление, он может страдать от скачков сахара в крови, испытывать панические атаки, или просто (зная, что такое с ним бывает), забыть захватить в спешке бутылку воды. Недаром ведь в жаркое время года в столичном метрополитене организуется бесплатная её раздача. Поездка на метро для многих из нас – целое испытание, в среднем человек (в московском метро) проводит в поездке от 40 до 60 минут, и это только в одну сторону.

Когда человеку становится плохо (а кого на этот раз «судьба изберет» для такого случая, предсказать невозможно – это может быть и молодая девушка, и пожилой мужчина), если вы заметили, что человек резко побледнел, и начинает оседать вниз (потеря мышечного тонуса), скорее всего, это предобморочное или уже обморочное состояние. Однако, это может быть не только обморок, но и что-то более серьёзное: сердце, инсульт, или приступ иной природы.

Взять, к примеру, инсульт. Это настоящее бедствие национального масштаба. Инсульт настигает почти полмиллиона россиян, то есть, каждые 2 минуты в нашей стране регистрируется случай инсульта. Треть больных умирает в течение первого месяца (многие – в первые дни), в течение года – 50% больных

Смертность при инсульте напрямую зависит от того, насколько быстро была оказана квалифицированная медицинская помощь

Риску инсульта подвергается каждый из нас, не стоит думать,что это «прерогатива» пожилых людей: инсульт может поразить человека и в 20. Поэтому, в любую минуту кто-то рядом может нуждаться в неотложной помощи. И если вы будете знать, как проявляется инсульт, что нужно предпринять, если это произошло, то тем самым вы можете спасти жизнь этому человеку.

Инсульт – вторая по распространенности причина смертности, на первом месте – сердечно-сосудистые заболевания, и этот недуг также стремительно «молодеет». Острый инфаркт миокарда в современном мире, особенно в развитых странах, стал настоящим бедствием. При этом одной из главных причин высокой смертности при этом заболевании часто является игнорирование подозрения на инфаркт и неправильное определение значения основных симптомов. В результате проходит слишком много времени, прежде чем человек сам решит обратиться за помощью. Причина такого поведения кроется, по-видимому, в особенностях человеческой психики: ведь никому не хочется предполагать именно у себя самое худшее.

Важно понимать, что клиническая картина как инфаркта, так и инсульта отличается большим многообразием, поэтому определить, что стало причиной недомогания человека и насколько оно серьезно, мы (без соответствующего опыта и полномочий), не можем, а сам пострадавший часто успевает сказать лишь: «Мне плохо», необходимо предпринять следующие общие меры первой помощи:

1.Связаться с машинистом.

2.Уберечь человека от возможной травмы, не дать ему упасть.

3.Усадить или уложить его (лучше усадить!).

4.Устранить то, что мешает дышать, стесняет грудную клетку: расстегнуть одежду, помочь снять рюкзак.

5.Обеспечить поток воздуха — помахать перед лицом газетой или журналом (но не слишком интенсивно, иначе эффект будет обратным).

6.Если человек в сознании, дать ему попить воды, если нет – сбрызнуть водой лицо.

7.Связаться с машинистом. И это не опечатка – мы намеренно перечислили данный пункт дважды. Скорее всего, этого не сделали до сих пор: очень часто бывает так, что тот, кто находится в вагоне ближе к пострадавшему и оказывает ему первую помощь, делегирует вызов машиниста другим пассажирам. И это немного более долгий процесс – инициативу проявит не каждый, да и как правильно общаться с машинистом, знают не все.

Для связи с машинистом в каждом вагоне имеются по два пульта экстренной связи. Однако, поскольку случай воспользоваться ею выпадает нечасто и не каждому, стоит заранее знать, как это работает.

Если вы в «старом» вагоне: нажмите и удерживайте кнопку вызова. Дождитесь слова «говорите», после чего (не отпуская кнопку!!) коротко и ясно опишите ситуацию. При этом обязательно сообщите номер вагона, (он указан на табличке возле кнопки).

В большинстве моделей вагонов связь «пассажир-машинист» является симплексной, то есть, в данный момент времени может говорить только одна сторона. Отпускайте кнопку только изложив информацию!