Для новорожденного есть что-то гораздо более важное, чем богатырский вес или рождение в срок!

Почему физиологическая зрелость новорожденного важнее, чем богатырский вес или рождение в срок?

Самый частый критерий, по которому молодые мамы оценивают состояние своего малыша – это рост и вес. Родился 3500 граммов и 54 см – «богатырь», а если 2800 граммов – то сразу в глазах окружающих проскакивают сочувствие и слова поддержки «ничего, наберёт ещё, зато роды хорошо прошли».

Но так ли важно, сколько весит ребёнок при рождении? Как отразится его рост и вес на дальнейшем развитии, устойчивости к заболеваниям и психоэмоциональном состоянии?

Неонатологи и педиатры, годами наблюдавшие за ростом и развитием детей, пришли к выводам, что внешние признаки в виде значений веса и роста не дают большой информации о ребёнке. Намного важнее – физиологическая зрелость.

В чем заключается физиологическая зрелость

Физиологическая зрелость подразумевает под собой готовность малыша к самостоятельной жизни вне организма матери. Понятие распространяется на оценку работы основных систем – нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, дыхательной.

Даже человеку, далёкому от науки, очевидно: чтобы малыш рос и развивался гармонично, его тело должно само поддерживать постоянную температуру, лёгкие – обменивать кислород и углекислый газ крови, а сердце – полноценно насыщать кровью все органы.

Почему так важно правильно оценить физиологическую зрелость? Чтобы сохранить её у зрелых младенцев и помочь «дозреть» тем, у кого есть отклонения.

Чем больше малыш соответствует понятию зрелости, тем реже он будет болеть. Правильное развитие его с первых дней – это страховка от бесконечных вирусных инфекций, от аллергических реакций на препараты и диатезов.

Критерии для оценки физиологической зрелости

Для оценки физиологической зрелости младенцев врачи применяют методы, доступные в любом родильном доме – от столицы до маленького районного городка. Они не требуют специального оборудования и сложных  манипуляций.

Терморегуляция

Способность постоянно поддерживать одинаковую температуру тела – от 36,6 до 36,8 градусов. Измеряют температуру новорожденным и младенцам в прямой кишке. Указанные значения устанавливаются в прямой кишке уже спустя час-полтора после рождения ребёнка, после чего маленький организм сам поддерживает её постоянство.

Скелетно-мышечные рефлексы

Это двигательные рефлексы, которые присущи физиологически зрелым детям. Они представляют собой реакцию малыша на раздражение различных участков его кожных покровов.

  • Рефлекс Робинсона или «хватательный» рефлекс

Если в ладошку младенцу вложить палец взрослого, он хватает его настолько сильно, что на этом пальце врач может спокойно поднять ребёнка. Потому что одновременно с сокращением мышц ладони происходит усиление общего тонуса тела, всей скелетной мускулатуры.

  • Подошвенный рефлекс

Врач штриховыми движениями касается кожи стопы младенца, то есть раздражает её по внутреннему краю подошвы. В ответ на воздействие младенец разгибает большой палец стопы, а все остальные пальчики сгибает. Одновременно можно отметить, что ребёнок сгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, усиливается сократительная активность остальных мышц его тела.

  • Затруднённое разгибание ножки в колене

Если ножку ребёнка согнуть в тазобедренном суставе, то она с трудом разгибается в коленном суставе. Это объясняется тем, что у физиологически зрелого младенца тонус мышц-сгибателей всегда преобладает над тонусом мышц-разгибателей.

  • «Ползание»

Если ребёнка положить на животик и приставить к его подошвам ладонь, он рефлекторно отталкивается от неё. Создается эффект ползания, хотя малыш остаётся на месте.

  • Отрицательная реакция на опору

Младенец, которого вертикально поднимают над столом, держа под мышки, не опирается на него. Даже если его ножки опускать к столу. Ребёнок подгибает ножки и притягивает их к животику.

  • Пяточный рефлекс, или рефлекс Аршавского

При умеренном надавливании на пяточную кость младенца, возникает обобщенная реакция организма в виде разгибательной двигательной активности, крика и гримасы плача.

  • Общая двигательная активность младенца

Во время сна у физиологически зрелых младенцев отмечается спонтанная двигательная активность. Она возникает из-за периодического изменения состава крови малыша. Её проявления – это отдельное вздрагивание ручек или вздрагивание ножек, больше с тенденцией к разгибанию, чем к сгибанию.

Обратите внимание!

Казалось бы, что рефлексы младенца проще проверить во время кормления грудью: ребёнок занят делом, не отвлекается, а рефлексы возникают самостоятельно. В реальности оказывается, что при кормлении выраженность всех описанных выше рефлексов снижается. Поэтому такая несвоевременная проверка может ошибочно приписать физиологически зрелого младенца к незрелым.

  • При сосании можно проверить только один рефлекс – сосательный: поглаживание щёчек ребёнка приводит к усилению сосания.

Во время еды вздрагивания, взмахи ручками и другая двигательная активность малыша – это абсолютная норма. Дети, которые активно двигают конечностями во  время кормлений, быстрее набирают вес и растут в длину. Если малыша плотно спеленать, чтобы он «не пугал себя» во время еды, процессы обмена веществ в его организме и роста резко замедляются.

Мышечная активность, которая запускается и регулируется нервными центрами ребёнка – это основной фактор, от которого зависит дальнейшее развитие его мозга, увеличение массы мозга и интеллектуальное развитие малыша в дальнейшей жизни.

Частота дыханий

Частота дыханий у младенцев, которые являются физиологически зрелыми, составляет 35-42 дыхания в минуту.

Частота сердечных сокращений

Сердце младенца в покое бьётся 135-140 раз в минуту. Это удивляющая нас частота сокращений сердца является абсолютной нормой для младенческого возраста.

Артериальное давление

Измерение артериального давления у зрелых новорожденные в первые дни после рождения показывает значения 80-85 мм рт.ст. для «верхнего» давления, и 45 мм рт.ст. для «нижнего».

Физиологическая незрелость – в чём опасность?

Функциональная незрелость многих жизненно важных органов и систем определяют особенности течения периода адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни.