Как на Руси демографию спасали: от древних времён до наших дней

demografia

«Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении».

 «Коэффициент младенческой смертности (КМС) — число случаев смерти детей в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми. Этот показатель часто используется в качестве сравнения уровня развития стран и свидетельствует о развитости системы здравоохранения».

«По данным Росстата в январе-июле 2016 года показатель детской смертности упал до исторического минимума: 6 из 1000 родившихся».

(Из материалов Википедии)

«Бог дал- Бог взял»

Многие столетия назад женщины рожали гораздо чаще, чем сейчас: раз в 1-3 года.

Всё проходило куда более естественно: никаких жутких гинекологических кресел, белых кафельных стен, медицинских запахов и звона инструментов на металлическом столе.

«Во время родов держать иконку Богородицы», «Пожевать косу» или «Разомкнуть все замки в доме» — вот и всё, что могла предпринять роженица на Руси для благополучного разрешения от родов.

повитуха

Роль врачей выполняли повивальные бабки, основным инструментом которых во время принятия родов являлись горячая вода, полотенце и молитва (заговор).

Часто рожали сами, одни, что называется, «в поле». Так же и происходила «реабилитация» после родов: уже на следующий день женщина возвращалась к тяжёлому крестьянскому труду.

Готовясь впервые стать мамой, женщина знала: у неё будет много детей. Ей предстоит родить ещё около 10 раз.

Также женщина знала, что трое из её детей не доживут до 1 года. Ещё двое не доживут до пяти.

«Бог дал — Бог взял», говорили на Руси.

Фаталистический подход в отношении смерти детей выполнял роль своеобразной психологической защиты. Упование на волю Божью помогало снизить значимость действий и знаний человека в деле принятия родов и последующих мероприятий по поддержанию здоровья младенца и матери.

дети1

Смерть матерей от родов также была ужасающе частой и считалась гораздо более значительной потерей для семьи, чем потеря ребёнка.

«Недород»

Тяжесть крестьянского быта и суровые климатические условия, регулярный «недород» (неурожай), засухи, наводнения, эпидемии, незнание и несоблюдение элементарных гигиенических требования в уходе и содержании ребёнка – вот основные из факторов, влиявших на смертность в те времена.

В «группу риска» попадали сироты, нищенствующие и больные дети.

Прокормить ещё один рот в было нелёгкой задачей, поэтому градус общественной ответственности за таких детей был снижен: в приоритете были собственные.

«Байстрюк»

Нередко случалось и так, что под невыносимым давлением общественного порицания матери сами убивали своих детей, рождённых вне брака. Беременность вне брака считалась чуть-ли не более страшным грехом, чем убийство.