Гиперактивные дети — что делать?

hyperactive-2

Одним из распространенных видов нарушений развития ребенка является повышенная активность, достигающая полной расторможенности. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка, получило название «Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности» (СДВГ). Детей с СДВГ называют гиперактивными.

СДВГ  характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

  • Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который способен контролировать это состояние и вовремя отдохнуть, а в хаотическом подкорковом перевозбуждении.
  • Дефицит активного внимания– неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Гиперактивный ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько минут, очень быстро отвлекается  на любой посторонний звук, любое движение. Такие дети могут быть  очень сообразительными, но не собранными. Им трудно внимательно слушать объяснения учителя, что важно для хорошего усвоения школьного материала.

Кропотливая длительная работа руками, особенно, если что-то не получается, иногда доводит их до бешенства.

  • Импульсивность – неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Когда гиперактивный ребенок  остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано. У младенцев — повышенный мышечный тонус, чрезмерная чувствительность к раздражителям (свету, шуму), плохой  сон (очень чуткий), плохой аппетит, плаксивость. Таких детей  трудно успокоить или отвлечь.

В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет (перестройка организма). Его характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Даже при отсутствии лечения к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих синдромом СДВГ.

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных. Не следует любого возбудимого ребенка относить к категории гиперактивных.